• Дизайн интерьера
  • Дизайн интерьера
  • Дизайн интерьера
  • Дизайн интерьера
  • Дизайн интерьера
  • Дизайн интерьера
  • Дизайн интерьера
  • Дизайн интерьера
  • Дизайн интерьера


Экскурс в историю дизайна. От Сократа до Баухауза
Дизайн - История дизайна

экскурс в историю дизайна. от сократа до баухауза

Cказка. В далекие-далекие времена, когда автор этих строк был очень маленький, а компьютеры - ОЧЕНЬ большими... понятия компьютерная графика , а тем более web-графика , так же как и web-дизайн не существовало впринципе! Поверьте мне на слово. Хотя некоторые особо творческие личности даже псевдографикой умудрялись создавать шедевры. Однако термин дизайн появился гораздо, гораздо раньше. Именно экскурс в историю дизайна и предлагается исполнить в этой статье.

Определить точку отсчета, когда же появилось такое явление, как дизайн , достаточно сложно. Трудно представить себе дизайнера в грязных шкурах и с дубиной в руках, однако потребность человека сделать орудие труда более удобным, красивым, функциональным появилась именно вместе с этими орудиями труда, не так ли?

Уже в античное время в философских дискуссиях затрагивается тема соотношения пользы и красоты создаваемого. Так, еще древнегреческий философ Сократ (469-399 гг. до н.э.) в своих беседах-рассуждениях , дошедших до нас в воспоминаниях и пересказах философа Платона и историка Ксенофонта, поднимал сию проблему в своих беседах , построенных в форме вопросов и ответов. При этом, как правило, Сократ притворялся незнающим, но в ходе рассуждения глубоко продуманными и последовательно задаваемыми вопросами приводил оппонента в противоречие с самим собою и очень часто к пониманию того, что тот ничего не знает. Как пример особого своеобразия бесед Сократа необходимо привести спор о красоте и пользе, записанный Ксенофонтом.

Аристипп спросил его (Сократа), знает ли он что-нибудь прекрасное.

- Даже много таких вещей, - отвечал Сократ.

- Все они похожи одна на другую? - спросил Аристипп.

- Нет, некоторые так непохожи, как только возможно, - отвечал Сократ.

- Так как же непохожее может быть прекрасно? - спросил Аристипп.

- А вот как, - сказал Сократ. - На человека, прекрасного в беге, клянусь Зевсом, непохож другой, прекрасный в борьбе; щит, прекрасный для защиты, как нельзя более непохож на метательное копье, прекрасное для того, чтобы с силой быстро летать. …Равным образом, все, чем люди пользуются, считается и прекрасным и хорошим по отношению к тем же предметам, по отношению к которым оно полезно.

- Так и навозная корзина - прекрасный предмет? - спросил Аристипп.

- Да, клянусь Зевсом, - отвечал Сократ. - И золотой щит - предмет безобразный, если для своего назначения первая сделана прекрасной, а второй дурно.

- Ты хочешь сказать, что одни и те же предметы бывают и прекрасны и безобразны? - спросил Аристипп.

- Да, клянусь Зевсом, - отвечал Сократ, - равно как и хороши и дурны: …потому что все хорошо и прекрасно по отношению к тому, для чего оно хорошо приспособлено, и, наоборот, дурно и безобразно по отношению к тому, для чего оно дурно приспособлено.

Таким образом Сократа можно назвать первым авторитетным специалистом по USABILITY - судя по всему наиболее затребованной темой современного web-дизайна. Во всяком случае мысли, озвученные в данной беседе, можно взять за основу теории дизайна для пользователя .

Вернемся к теме истории дизайна, только на этот раз не в столь далекие времена, а в прошлый век. По инициативе прогрессивных художников Англии создается первая дизайнерская организация - Общество поощрения искусства мануфактуры и коммерции (1836), а в 1849 году стал издаваться первый журнал по проблемам эстетизации предметного мира - Journal of design . Входят в употребление понятия промышленное искусство и прикладное исскуство .

Именно благодаря публикациям этого журнала инженеры и конструкторы начинаю осознавать внутреннюю логику эстетического развития формы изделия. Журнал объявляет борьбу тем, кто на практике придерживался формулы художника О. Пьюджина ( …Создай удобную форму, а потом укрась ее ), воплощение которой приводило к возрастанию роли украшений.

Характерным для этого периода было то, что смешивались стилистические признаки разных эпох в декоре формы изделий. Последний превращался в своеобразный привесок бесполезности к вещи, который, по мысли создателей, должен был придавать машинному изделию благородство и красоту . Все же это были первые шаги промышленного дизайна , хотя и направленные лишь на имитацию не существующего уже в действительности союза искусства и техники.

Значительным шагом в развитии практики и теории дизайнерской деятельности явилось возникновение в Германии в 1919г. Высшей Школы Художественного Конструирования и Индустриального Строительства - Баухауза (Staatliches Bauhaus). Опираясь на эстетику функционализма, теоретики и практики Баухауза выдвигают на первый план принцип единства формы и функции. Форма понимается как выражение конструктивных и функциональных особенностей изделий. Такое отношение Баухауза к эстетическим проблемам производства потребительских товаров сыграло большую роль в освобождении дизайнерской деятельности от традиций станкового искусства и архитектуры.

Баухаус, совместно с институтом психологии проводили исследования на предмет воздействия цвета на психологию. Знаете, что явилось результатом исследования? Цветные моющиеся обои. В 30-е годы 20-го века.

Цель дизайнерской деятельности представители Баухауза видели в преображении форм реального мира и благодаря этому в гуманизации всей практической предметной среды. Они считали, что главная задача дизайнера - проектирование промышленных изделий и их систем с позиций высокой ответственности перед с позиций высокой ответственности перед человеком и обществом. По мнению В. Гропиуса, основателя и руководителя Баухауза, дизайнер должен сознавать ответственность перед развитием культуры. Дизайнером, так же как и художником, должно руководить страстное желание освободить духовные ценности от индивидуальной ограниченности, поднять их до уровня объективной значимости. Вот почему наш ведущий принцип, - писал В. Гропиус, - состоял в том, что формообразующая деятельность является не односторонним интеллектуальным или односторонним материальным делом, а неотъемлемой частью жизни, необходимой в каждом цивилизованном обществе... .

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Концепции в дизайне:

Эко-стиль - природа в доме: часть 3, интерьеры и ц

News image

Это заключительная часть мини-сериала об эко-стиле. Если вас вдохновляет эта тема, - смотрите также часть 1 - об элементах декора и ...

Интерьер по вкусу: 1 гостиная + 3 современных стил

News image

Выходные и праздники обостряют желание отдохнуть от работы, даже если она из разряда любимых. Порой даже спецам хочется отвлечься от пр...

Школы дизайна:

IED Moda Lab / Milano / фэшн-шоу выпускников

News image

Школа, не скупясь, сняла ипподром, отделение моды устроило показ выпускных моделей, а студенты визуальных ко...

Скандинавская школа: между консерватизмом и революционностью

News image

Наши северные соседи вот уже много лет проводят скандинавский мебельный салон, собирающий дизайнеров, архите...

Современные тренды:

News image
News image
News image
News image
News image
News image
News image

Авторизация



Новые материалы:

News image

Натяжные потолки в калейдоскопе истории и в современном

По некоторым данным, история натяжных потолков началась еще во времена Древнего мира. Ткани, использующиеся в качестве натяжных потолков, применялис...

News image

Натяжные потолки: небо за нас!

Натяжные потолки – очень важный элемент стильного интерьера. По своим качествам натяжные полотна значительно превосходят все другие технологии ремон...

Ремонтные работы:

Устройство пола. Азы технологии

Объявления строительно-ремонтных фирм пестрят загадочными понятиями: «евроремонт», «евролюкс», «эконом», «эксклюзив» и т. д. Немудрено запутаться, т...

ПОЛ ПО СУХОЙ ТЕХНОЛОГИИ

Если верить телевизионной рекламе, сухость - новый стандарт нашей сегодняшней жизни. Поэтому не приходится удивляться, что о сухости теперь думают в...

Обустройство потолка. Способы, материалы, методы

Не секрет, что потолок во многом определяет общий вид помещения. Он может сделать комнату уютнее, ярче или зрительно увеличить или уменьшить ее вы...