Экскурс в историю дизайна. От Сократа до Баухауза |
Дизайн - История дизайна |
Cказка. В далекие-далекие времена, когда автор этих строк был очень маленький, а компьютеры - ОЧЕНЬ большими... понятия компьютерная графика , а тем более web-графика , так же как и web-дизайн не существовало впринципе! Поверьте мне на слово. Хотя некоторые особо творческие личности даже псевдографикой умудрялись создавать шедевры. Однако термин дизайн появился гораздо, гораздо раньше. Именно экскурс в историю дизайна и предлагается исполнить в этой статье. Определить точку отсчета, когда же появилось такое явление, как дизайн , достаточно сложно. Трудно представить себе дизайнера в грязных шкурах и с дубиной в руках, однако потребность человека сделать орудие труда более удобным, красивым, функциональным появилась именно вместе с этими орудиями труда, не так ли? Уже в античное время в философских дискуссиях затрагивается тема соотношения пользы и красоты создаваемого. Так, еще древнегреческий философ Сократ (469-399 гг. до н.э.) в своих беседах-рассуждениях , дошедших до нас в воспоминаниях и пересказах философа Платона и историка Ксенофонта, поднимал сию проблему в своих беседах , построенных в форме вопросов и ответов. При этом, как правило, Сократ притворялся незнающим, но в ходе рассуждения глубоко продуманными и последовательно задаваемыми вопросами приводил оппонента в противоречие с самим собою и очень часто к пониманию того, что тот ничего не знает. Как пример особого своеобразия бесед Сократа необходимо привести спор о красоте и пользе, записанный Ксенофонтом. Аристипп спросил его (Сократа), знает ли он что-нибудь прекрасное. - Даже много таких вещей, - отвечал Сократ. - Все они похожи одна на другую? - спросил Аристипп. - Нет, некоторые так непохожи, как только возможно, - отвечал Сократ. - Так как же непохожее может быть прекрасно? - спросил Аристипп. - А вот как, - сказал Сократ. - На человека, прекрасного в беге, клянусь Зевсом, непохож другой, прекрасный в борьбе; щит, прекрасный для защиты, как нельзя более непохож на метательное копье, прекрасное для того, чтобы с силой быстро летать. …Равным образом, все, чем люди пользуются, считается и прекрасным и хорошим по отношению к тем же предметам, по отношению к которым оно полезно. - Так и навозная корзина - прекрасный предмет? - спросил Аристипп. - Да, клянусь Зевсом, - отвечал Сократ. - И золотой щит - предмет безобразный, если для своего назначения первая сделана прекрасной, а второй дурно. - Ты хочешь сказать, что одни и те же предметы бывают и прекрасны и безобразны? - спросил Аристипп. - Да, клянусь Зевсом, - отвечал Сократ, - равно как и хороши и дурны: …потому что все хорошо и прекрасно по отношению к тому, для чего оно хорошо приспособлено, и, наоборот, дурно и безобразно по отношению к тому, для чего оно дурно приспособлено. Таким образом Сократа можно назвать первым авторитетным специалистом по USABILITY - судя по всему наиболее затребованной темой современного web-дизайна. Во всяком случае мысли, озвученные в данной беседе, можно взять за основу теории дизайна для пользователя . Вернемся к теме истории дизайна, только на этот раз не в столь далекие времена, а в прошлый век. По инициативе прогрессивных художников Англии создается первая дизайнерская организация - Общество поощрения искусства мануфактуры и коммерции (1836), а в 1849 году стал издаваться первый журнал по проблемам эстетизации предметного мира - Journal of design . Входят в употребление понятия промышленное искусство и прикладное исскуство . Именно благодаря публикациям этого журнала инженеры и конструкторы начинаю осознавать внутреннюю логику эстетического развития формы изделия. Журнал объявляет борьбу тем, кто на практике придерживался формулы художника О. Пьюджина ( …Создай удобную форму, а потом укрась ее ), воплощение которой приводило к возрастанию роли украшений. Характерным для этого периода было то, что смешивались стилистические признаки разных эпох в декоре формы изделий. Последний превращался в своеобразный привесок бесполезности к вещи, который, по мысли создателей, должен был придавать машинному изделию благородство и красоту . Все же это были первые шаги промышленного дизайна , хотя и направленные лишь на имитацию не существующего уже в действительности союза искусства и техники. Значительным шагом в развитии практики и теории дизайнерской деятельности явилось возникновение в Германии в 1919г. Высшей Школы Художественного Конструирования и Индустриального Строительства - Баухауза (Staatliches Bauhaus). Опираясь на эстетику функционализма, теоретики и практики Баухауза выдвигают на первый план принцип единства формы и функции. Форма понимается как выражение конструктивных и функциональных особенностей изделий. Такое отношение Баухауза к эстетическим проблемам производства потребительских товаров сыграло большую роль в освобождении дизайнерской деятельности от традиций станкового искусства и архитектуры. Баухаус, совместно с институтом психологии проводили исследования на предмет воздействия цвета на психологию. Знаете, что явилось результатом исследования? Цветные моющиеся обои. В 30-е годы 20-го века. Цель дизайнерской деятельности представители Баухауза видели в преображении форм реального мира и благодаря этому в гуманизации всей практической предметной среды. Они считали, что главная задача дизайнера - проектирование промышленных изделий и их систем с позиций высокой ответственности перед с позиций высокой ответственности перед человеком и обществом. По мнению В. Гропиуса, основателя и руководителя Баухауза, дизайнер должен сознавать ответственность перед развитием культуры. Дизайнером, так же как и художником, должно руководить страстное желание освободить духовные ценности от индивидуальной ограниченности, поднять их до уровня объективной значимости. Вот почему наш ведущий принцип, - писал В. Гропиус, - состоял в том, что формообразующая деятельность является не односторонним интеллектуальным или односторонним материальным делом, а неотъемлемой частью жизни, необходимой в каждом цивилизованном обществе... . |
Читайте: |
---|