• Дизайн интерьера
  • Дизайн интерьера
  • Дизайн интерьера
  • Дизайн интерьера
  • Дизайн интерьера
  • Дизайн интерьера
  • Дизайн интерьера
  • Дизайн интерьера
  • Дизайн интерьера

УЛЬМСКАЯ ШКОЛА ДИЗАЙНА. БРАУНСТИЛЬ
Дизайн - Школы дизайн интерьера

ульмская школа дизайна. браунстиль

В послевоенный период наиболее известной и созданной специально для подготовки дизайнеров стала Высшая школа формообразования в Ульме. Она явилась, с одной стороны, продолжателем идей Баухауза, а с другой – образцом, по которому строились другие центры дизайн-образования во всем мире.

Ульмская школа создавалась в условиях усиливающейся стабилизации экономики, которая быстро возрождалась в Германии в послевоенные годы. В этот период в промышленных кругах стала осознаваться потребность в дизайнерах. В начале 50-х годов возобновил свою деятельность Германский Веркбунд (Художественно - промышленный союз). По примеру США на крупных немецких предприятиях и в концернах  открываются художественно-конструкторские бюро.

Естественным было обращение дизайнеров к опыту 20-х годов, к Баухаузу. Но дальше внешнего, чисто формального заимствования дело чаще всего не шло. Только Ульмская школа смогла достаточно глубоко переосмыслить и применить опыт Баухауза. Относительная самостоятельность Школы как частного учебного заведения (ее финансировали семейства И. Шолл и О. Айхера) давала возможность поддерживать и развивать эти широкие идеи. Официальное открытие школы состоялось 2 октября  1955 года. Выступая  с приветственной  речью,  В. Гропиус  выразил  надежду, что школа продолжит на новом этапе  начинания  20-х  годов.

В  основу  концепции  Школы  легла  идея  подготовки  кадров,  способных  строить  обновленную  демократическую  Германию.

В  проект учебной  программы  был  заложен  принцип  триады: теоретические  дисциплины,  исследования и разработки вплоть  до  создания  опытных образцов. На фоне происходившей в то время в Западной Германии дискуссии о высшем образовании естественным было взять за основу будущего дизайнерского заведения модель университетского образования.

Концепция Ульма возникла независимо от идей русских «производственников» 20-х годов. Они также не считали дизайн искусством, но они и не признавали генетических связей дизайна с искусством. «Производственники» считали дизайн деятельностью искусство отменяющей, ульмовцы  же убеждены в высоком и самостоятельном значении искусства, в том, что дизайн не может ни отменить, ни заменить собой искусство. Он - не что иное, как проектирование промышленных продуктов. Следовательно, и история дизайна - это не история эстетического освоения искусством ХХ века техники, а история промышленного проектирования, а она также стара, как и история человечества и производства.

Возглавить Школу согласился Макс Билль, один из деятелей художественной культуры того времени.

Макс Билль (род. 1908 г.) - крупнейший швейцарский художник, дизайнер, архитектор, теоретик искусства, педагог.

М. Билль получил художественное образование сначала в Школе декоративных искусств в Цюрихе, затем в Баухаузе. Он работал в ателье Ле Корбюзье, в мастерских В.Кандинского, Л. Мохой-Надя. Его творчество формировалось под влиянием идей конструктивизма. Он воплощал новый тип художника, органически соединявшего в себе архитектора, скульптора, живописца, графика и дизайнера, видящего свою задачу в организации всей среды, окружающей человека. Со сферой промышленного производства Билль непосредственно соприкоснулся в послевоенные годы, когда по заказу ряда фирм начал проектировать промышленные образцы. Как дизайнер-практик Билль разработал серии рекламных плакатов для швейцарских кондитерских фабрик, проектировал бытовые электроприборы, настенные часы для офисов, мебель, много занимался дизайном выставок.

Как теоретик искусства и дизайна Билль еще в 30-е годы выступил с призывам к интеграции всех видов пластических искусств на основе «воли к единению». Он развивал теорию «конкретного искусства», начала которого были заложены лидерами голландской группы «Стиль». «Конкретным искусством» Билль называет любое художественное произведение, созданное на основе закономерностей и принципов формообразования, как результат пластического воплощения визуальных представлений его автора. Билль всегда был сторонником использования математических методов в искусстве и принципиальным противником «реалистичного искусства». В 1953 году он приступил к проектированию и строительству комплекса зданий будущей Школы, разрабатывая одновременно ее учебно-педагогическую программу. В основе программы лежало понимание формообразования как процесса, концептуально связанного с рационально-эстетической теорией дизайна. Согласно этой теории, насколько органично человек формирует окружающий его предметный мир, настолько органично данный мир сам воздействует на человека. Поэтому проектирование есть двойной вид деятельности: определение и корректирование воздействия на человека сложившейся среды и дальнейшее развитие этой среды с учетом основных целей человеческого существования, таким образом, соединяются отражательная и преобразовательная роли искусства, частью которого и является дизайн.

Значительное место в теории и педагогике Билля занимают проблемы формы. Теоретическое обоснование своей эстетики промышленных форм Билль дал в книге «Форма. Подведение баланса развития формы в середине ХХ века», в которой рассматривал влияние различных факторов на формообразование. Билль неоднократно подчеркивал, что предметы массового потребления - мерило культурного уровня любого общества.

Свою концепцию Школы Билль изложил следующим образом: «Мы рассматриваем искусство как высшую степень выражения жизни и стремимся организовать жизнь как произведение искусства. Мы хотим, подобно тому, как это декларировал в свое время Ван дер Вельде, бороться против уродства с помощью красоты, добра и практичности. Баухауз как наследник Веймарской художественной школы Ван дер Вельде преследовал ту же цель. Если мы идем несколько дальше, чем тогда, придавая в Ульме еще большее значение дизайну вещей, расширяя понятие градостроения и архитектурной планировки, поднимая визуальный дизайн на современный уровень и учреждая, наконец, факультет средств массовой информации, то это вытекает из естественных потребностей нашего времени».

В основе преподавания лежал следующий метод обучения – проектирование должно вестись на основе тщательного сбора фактического материала, его анализа и исследования с позиции научных и технологических знаний. Считалось, что чисто художественная подготовка не может принести положительных результатов. Макс билль требовал от студентов не только художественных способностей, но и технических знаний по механике, физике, а также общего гуманитарного образования.

Школа была интернациональной по составу студентов и преподавателей. Основной состав преподавателей составлял примерно 15 человек, но ежегодно для чтения лекций и ведения занятий приглашались ученые, дизайнеры и архитекторы из разных стран.

Работало 4 факультета: дизайна промышленных изделий, строительства и архитектуры, визуальных коммуникаций, информации.

Поначалу в школе не предусматривалось живописных и скульптурных классов - считалось, что нет ничего опаснее, чем внесение в строительство или дизайн-графику элементов конкретного искусства. Правда, исходные намерения претерпели впоследствии изменения.

В Программе Ульмской Школы сказано: «Высшая школа формообразования готовит специалистов для решения двух кардинальных задач технической цивилизации: проектирования промышленных изделий и объектов (факультеты промышленного дизайна и строительства) и проектирования визуальных и вербальных сообщений (факультеты визуальных коммуникаций и средств массовой информации). Такие специалисты должны обладать технологическими и научными знаниями, необходимыми для сотрудничества с современной промышленностью. Вместе с тем они должны определять и учитывать в своей деятельности ее социальные и культурные последствия».

В Ульмской школе структура учебного плана получает четкое членение: половина времени отводится теоретическим дисциплинам, половина - проектированию. Основой преподавания была практическая работа. Научные дисциплины изучались не в общем объеме, а с акцентом на те разделы, которые необходимы для дизайна, т.е. например, из психологии – теория восприятия, из математики – комбинаторика, типология. На всех отделениях читался разработанный Биллем курс «Единое оформление среды». Курс давал студентам целостное представление об окружающей среде как сфере практической деятельности дизайнера, рассматривая все визуальные явления современного мира в их универсальных взаимосвязях.

Но даже начальная реализация замыслов Билля показала их несостоятельность. Школа натолкнулась на те же преграды, которые стали перед  Баухаузом. И если идеи социального переустройства

20-х годов имели под собой реальную почву, то в начале 50-х идеи гармонизации мира становились не только утопичными, но и чисто формальными.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Известные дизайнеры:

News image

Марио Беллини (Mario Bellini) (1935) (22 января 2010)

Известный итальянский дизайнер. Марио Беллини приобрел общемировую известность как архитектор, дизайнер мебели и промышленных об...

News image

РОН АРАД / Ron Arad

Рон Арад - один из гениальных дизайнеров настоящего времени. Ему удалось преобразовать жесткий и холодный листовой металл в плас...

Концепции в дизайне:

Эко-стиль - природа в доме: часть 3, интерьеры и ц

News image

Это заключительная часть мини-сериала об эко-стиле. Если вас вдохновляет эта тема, - смотрите также часть 1 - об элементах декора и ...

Интерьер по вкусу: 1 гостиная + 3 современных стил

News image

Выходные и праздники обостряют желание отдохнуть от работы, даже если она из разряда любимых. Порой даже спецам хочется отвлечься от пр...

Школы дизайна:

IED Moda Lab / Milano / фэшн-шоу выпускников

News image

Школа, не скупясь, сняла ипподром, отделение моды устроило показ выпускных моделей, а студенты визуальных ко...

Скандинавская школа: между консерватизмом и революционностью

News image

Наши северные соседи вот уже много лет проводят скандинавский мебельный салон, собирающий дизайнеров, архите...

Современные тренды:

News image
News image
News image
News image
News image
News image
News image

Авторизация



Новые материалы:

News image

Стройматериалы для офиса

Офис требуется любой фирме не только для наиболее рациональной организации работы ее сотрудников, но и для выполнения представительской функции. Поэ...

News image

Нагревательный мат

В зимнее время домашний уют создается с помощью центрального отопления. Бывают случаи, когда данное средство не спасает, как и электрические обогрев...

Ремонтные работы:

ЧЕРДАК ПРЕВРЩАЕТСЯ В МАНСАРДУ

Идея рационального использования помещения под крышей принадлежит французскому архитектору Франсуа Мансару. Имя Mansarde прочно вошло в языки разных...

Обои. Поклейка

Существует множество вариантов отделки стен: различные обои — от бумажных до виниловых, имеющих бумажную основу, стеклообои, жидкие обои, окраска ст...

Ремонт ванной комнаты

Важно! Для замены сантехнического оборудования лучше воспользоваться услугами квалифицированных специалистов, так как может возникнуть необходимость...