Ключевые фигуры новейшей истории дизайна |
Дизайн - История дизайна |
Говоря о ключевых моментах эволюции интерьера, нельзя забывать, что в этом процессе участвовали и конкретные люди. В истории дизайна было много людей, значение деятельности которых нельзя недооценивать. К сожалению, рамки статьи не позволяют перечислить все персоналии. Расскажем вкратце только о четырех основных теоретиках западной школы. Чарльз Рени Макинтош Чарльз Ренни Макинтош (Charles Rennie Mackintosh; 1868–1928 гг.) – шотландский архитектор, художник и дизайнер, родоначальник стиля модерн в Шотландии. Исповедует принцип тотального дизайна, заключающийся в разработке единой концепции всего интерьера и экстерьера дома: от мебели, чайного сервиза и столовых приборов до архитектуры самого здания. За свой недолгий век Макинтош создал серию стульев, настольных часов, светильников, столов и каминов. В его интерьере доминирует геометрия, предметы конструктивны. Знаменит созданный им стул – с необыкновенно высокой решетчатой спинкой, трапециевидным сидением и прямыми ножками. Мебель и аксессуары по проектам Чарльза Ренни Макинтоша с успехом производятся и продаются до сих пор. Фрэнк Ллойд Райт Фрэнк Ллойд Райт (Frank Lloyd Wright, 1867–1959) – крупнейший архитектор в истории США. Оказал огромное влияние на развитие современной архитектуры и современного дизайна интерьера. Основоположник принципа органичной архитектуры – целостной, являющейся неотъемлемой частью среды, окружающей человека. Им была выдвинута идея непрерывности архитектурного пространства, противопоставляемая подчеркнутому выделению частей в архитектуре классической. Основанный на этой идее прием свободного плана вошел в число средств, используемых всеми течениями современного зодчества. Интерьер дифференцировался лишь в зависимости от потребностей. Поверхность пола в доме рассматривалась как единое целое, разделяемое на функциональные зоны – столовую, кабинет, гостиную и проч. Райт придавал особое значение освещенности интерьера, особо подчеркивая, что помещения должны быть расположены так, чтобы свет проникал в них с трех сторон. Фрэнк Ллойд Райт известен еще и как страстный коллекционер японского искусства. «Систер Пэриш» (Sister Parish) Среди проектов декораторской компании «Систер Пэриш», по всей видимости, наибольшую известность получили интерьеры Белого дома, выполненные в 1960-е годы в период правления президента Кеннеди. Пэриш – элитарный нью-йоркский дизайнер с великолепным чувством цвета и стиля. Пэриш обожала встроенные мягкие кресла и диванчики, а также либеральный английский ситец (чинтс) и парчу. Ее пристрастием были крашеные стены, кровати с балдахинами и лоскутные одеяла. Ле Корбюзье Настоящее имя Шарль Эдуард Жаннере-Гри (фр. Charles Edouard Jeanneret-Gris), 1887–1965 гг., французский архитектор, живописец, дизайнер и теоретик архитектуры, внесший большой вклад в разработку концепции интернационального архитектурного стиля. Интернациональный стиль — ведущее направление модернистской архитектурной мысли периода 1930-60-х гг. Эстетика интернационального стиля требовала отказа от национальных культурных особенностей и исторического декора в пользу прямых линий и чистых геометрических форм, лёгких и гладких поверхностей из стекла и металла. Излюбленным материалом стал железобетон, в интерьерах ценились широкие открытые пространства. Это была архитектура индустриального общества, которая не скрывала своего утилитарного предназначения и способности экономить на «архитектурных излишествах». Неофициальным девизом движения был предложенный Мис ван дер Роэ парадокс: The less is more («чем меньше — тем больше»). В современной технике и серийности индустриального строительства Ле Корбюзье видел основу обновления архитектуры, стремился эстетически выявить функционально оправданную структуру сооружения. Один из создателей современных течений архитектуры (рационализма, функционализма), применял плоские покрытия, ленточные окна, открытые опоры в нижних этажах зданий, свободную планировку (дом Центросоюза в Москве, 1928-35; жилой дом в Марселе, 1947-52). В 50–60-х гг. создавал большие городские ансамбли (Чандигарх в Индии, 1951015056), стремился к свободе и гибкости пространственно-пластической структуры здания (капелла в Роншане, 1950–53). |
Читайте: |
---|