АЛЕССАНДРО МЕНДИНИ / Alessandro Mendini |
Дизайн - Известные дизайнеры |
Алессандро Мендини - архитектор, дизайнер, художественный критик, историк и теоретик дизайна, выдающийся деятель радикального , а затем нового дизайна . Родился в Милане. Получил архитектурное образование. В 60-е годы работает в архитектурном бюро Ниццоли. С 1970 г. - главный редактор журнала Casabella . Проявив незаурядный редакторский дар, быстро превращает его в передовое архитектурное издание - рупор итальянского проектного авангарда. Вокруг журнала складывается сплоченный коллектив единомышленников (Ф. Раджи, П. Нава, Г. Пеше, Э. Соттсасс, члены групп Аркизум , „Суперстудио и др.). Мендини быстро выводит журнал из кризиса и превращает его в пользующееся международным авторитетом передовое архитектурное издание. В 1973 г. был среди основателей Global Tools, школы радикальной архитектуры и антидизайна. В 1976 году Мендини уходит из Casabella и создает журнал Modo (1977) - рупор пострадикализма и нарождающегося нового дизайна . В 1980 г. становится главным редактором журнала Domus , превращая его в еще один центр нового дизайна . В течение двух лет Мендини ведет журнал параллельно с Modo , после чего целиком посвящает себя новому изданию. Кардинально меняя облик и содержание этого достаточно умеренного, добропорядочного и институционально благополучного журнала, Мендини превращает его в еще один центр „нового дизайна , смещая, однако, внимание на искусство, моду и своего рода „от кутюр дизайнерского авангарда. Начинает выпуск приложений к нему: „Domus Moda и „Quademi Domus . В это время Мендини занимается энергичной деятельностью по собиранию и организации рассеянных сил потенциальных „новых дизайнеров . Инициирует и координирует множество проектных программ, учебных курсов, выставочную деятельность и прочее, превращая каждую инициативу в своего рода проектно-поисковую лабораторию, объединяющую лучшие силы итальянского проектного авангарда. Излюбленная Мендини форма реализации подобных программ на рубеже 70-80-х годов - средовая инсталляция-перформанс, осуществляемая либо в контакте с авангардными театральными группами („Бесконечная мебель , 1981; ряд сценографий для театральной труппы „Magazzini Criminali - „Криминальные склады , и пр.), либо самостоятельно - так называемые немые сцены („Городской интерьер , Палаццо Диаманти во Флоренции, 1978; реконструкции „банальных комнат ; оборудование витрин и интерьеров модных магазинов Фьоруччи и др.). В 1979 году присоединяется к группе Алхимия и вскоре становится ее творческим лидером. Одновременно с издательской и теоретической деятельностью Мендини проектирует, делая острые, радикальные вещи. Мендини-художник приобретает репутацию модельера предметного мира, определяющего уровень „от кутюр итальянской и мировой продукции Понятия Ре-дизайн и банальный дизайн связаны с деятельностью Алессандро Мендини. Мендини подвергал редизайну уже успевшие стать классикой дизайна произведений, тем самым превращая их в новые, ироничные объекты. Его кресла Суперлегера (Superleggera) Жио Понтии и Василий Марселя Бройера, ре-дизайн стула Тонета принесли веселое настроение в надменность хорошего дизайна и хорошего вкуса . Мендини принадлежит идея так называемого банального дизайна, передающего ощущение интеллектуальной и культурной пустоты, свойственное индустриальному обществу. Банальность объекта подчеркивалась использованием яркого цвета или орнамента, как, например, в известном произведении Мендини - кресле Пруст , которое он создал в 1978 году для студии Алхимия , и которое было вновь выпущено компанией Cappellini в 1993. Те же принципы выражала выставка Банальные объекты , организованная им на Венецианской биеннале в 1980 году. Серия Мендини Бесконечная мебель (Mobile Infinito, 1981) давала широкие возможности комбинаторики, позволяя потребителю самому составлять различные комбинации и участвовать, таким образом в общем творческом процессе. Сотрудничал с фабриками CASSINA и ALESSI, для которой создал, в частности, известную серию Анна . Эта серия представляет собой многочисленные кухонные приспособления в виде антропоморфных фигурок с одинаковым условным лицом Анны: Анна-свеча, Анна-время, Анна-сыр, Анна-перец, Анна-свет и т. д. Коллекция стала одной из самых продаваемых в середине девяностых. Кроме того, в 1983 году Мендини принимал участие в уникальном проекте „Tea & Coffe Piazza - „Площадь чая и кофе , зародившимся в конце 70-х годов и продолжающеимся до сих пор. Проект объединил одиннадцать ведущих архитекторов постмодернизма, таких как Майкл Грейвз, Паоло Портогези, Ханс Холляйн, Альдо Росси и других. Главная идея акции была сформулирована как архитектура в миниатюре . Одиннадцать оригинальных сервизов из серебра, спроектированных в рамках проекта, были выпущены ограниченным тиражом и представлены публике в Милане, в церкви Сан Карпофоро. С 1982 года сотрудничает с фирмой Zanotta. С 1994 г. - проектирует множество офисов для часовой фирмы Swatch , а также модели часов Cosmesis и Metroscape. В середине 80-х годов, в период нарастания внутреннего кризиса в „новом дизайне (его коммерциализации и профанации откровенной халтурой), Мендини резко снижает свою публичную активность. В 1985 году он покидает „Domus и на время уходит в подполье, продолжая, однако, разрабатывать в узком кругу единомышленников из „Алхимии проектно-критические акции и программы, зачастую отмеченные интонацией разочарования (перформанс „Ничто , 1984) или имеющие сугубо частный, интимный характер („Живописный дизайн , или „Спроектированная живопись , - парадоксальное столкновение методов спонтанного живописания и проектирования), а также занимается педагогической деятельностью (с 1983 года - профессор дизайна в Высшей школе прикладного искусства в Вене). В конце 80-х Мендини вновь выходит на широкую арену культурной жизни в качестве идейного вдохновителя и главного редактора журнала Ollo . Этот журнал, практически лишенный текстов и строящийся на подборе визуального ряда, расценивается критикой как самое передовое явление в сфере графического дизайна, полиграфии, визуальной коммуникации и информации рубежа 80-90-х годов. В это же время Мендини обращается к архитектуре, открыв совместно со своим братом Франческо студию Ателье Мендини . Среди его построек: Музей Гронингер в Нидерландах (1989-1994), Башня Рая в Хиросиме (Япония, 1989), Casa Della Felicita для Альберто Алеcси в местечке Омегна (Италия, 1989). Для совместной работы над последним проектом Мендини привлекает к сотрудничеству таких выдающихся дизайнеров современности как Боба Вентури, Альдо Росси, Этторе Соттсасса, Акиле Кастильони, Андреа Бранци и др. Плоды поистине вулканической деятельности Мендини представлены во многих музеях мира и коллекциях по всему миру. Его работы находятся в постоянной экспозиции Музея современного искусства и в Метрополитен Музее в Нью-Йорке, в Центре Помпиду в Париже и других музеях. Своими теоретическими и практическими работами и частичной переработкой дизайна других Алессандро Мендини, начиная с семидесятых, внес важный вклад в дискурс постмодернизма.Фигура Мендини, в течение двадцати лет являющегося организатором, координатором, критиком, поэтом и душой обновления итальянской и международной проектной культуры (в 1979 году эта его деятельность была отмечена премией „Золотой циркуль ), воплощает в себе лучшие черты деятеля культуры итальянского типа. |
Читайте: |
---|