«Эрго» и «Эко» в дизайне |
Дизайн - Концепции |
В современных дизайнерских концепциях все настойчивее акцентируется «эргономичность» как основополагающий подход к проекту, и одновременно пристальное внимание авторов сосредоточено на поиске материалов и форм, приближающих пространство к естественной, природной системе, нашедшее выражение в «экостилистике». Соединение «эрго» и «эко» в сфере дизайна среды обитания примиряет два крайних взгляда на природу дизайна – конструктивный, «технический» и деконструктивный, «природный». Появление определения «эргономичность» применительно к жилой среде уже первый признак трансформации понятия. Возникшее в век увлечения техническим прогрессом, оно было применено для характеристики системы «человек – машина – среда» и связывалось с «работой» («эргономика»: ergon – работа + nomos – закон) человека и машины, созданием оптимальных условий труда и повышением производительности. Однако в центре системы оказался человек – явление в принципе не подлежащее жесткой систематизации. В начале XX века возникло новое направление кибернетики – бионика, изучающее структуры и жизнедеятельность организмов с целью использования этих закономерностей и свойств для решения инженерных задач и построения технических систем, приближающихся по характеристикам к живым организмам. Произошло открытие в жизненных формах еще не осуществленной техники – родственность, схожесть строений органических и технических систем. Леонардо Фибоначчи еще в начале XIII века выявил числовую последовательность, получившую впоследствии его имя (ряд Фибоначчи), логика которой применима почти ко всем природным явлениям и даже человеческим творениям – от того, в какой пропорции раскручивается спираль раковины и через какой промежуток на дереве появляются новые ветки, до того как лучше строить дом. Последовательность Фибоначчи легла в основу понятия золотое сечение Леонардо да Винчи, известного также как «божественная пропорция» Фра Луки Паччоли, знакомого еще пифагорейцам, описанного Эвклидом как деление отрезка «в крайнем и среднем отношениях», лежащего в основе многих архитектурных сооружений древности. Что же означает модная приставка «эко» применительно к дизайну вещей и пространств и почему она так часто увязана с «эрго»? Оказалось, что рациональность и «природная» естественность – не антиподы, а необходимые составляющие целого. Дизайн как система «потребитель – дизайнерский продукт – предметная среда» также обращен к человеку с его сложным комплексом связей с окружающей средой. Человек способен эмоционально реагировать на организованность, оформленность, структурность пространства. Организованность – идеал любой деятельности: чем выше степень упорядоченности, тем более свободно действует человек. Эстетическая ценность предмета имеет значение лишь в отношении данной формы к субъекту («золотое сечение» - объективное пропорциональное отношение, но значимо лишь для созерцающего). Рационально спроектированная вещь будет выполнять свои прямые функции и адекватно распознаваться потребителем в различной предметной среде. Правильно спроектированное архитектурное сооружение не утрачивает свои эстетические свойства при рассмотрении его с различных точек окружающего пространства. Этимология приставки «эко» (греческое oikos – дом, родина) подсказывает, что речь идет о единстве законов построения пространства для всей обитаемой вселенной – «ойкоса», где в равной мере властвуют рациональные и иррациональные числа. После бурных споров XX столетия – разум или чувства, природа или техника, дизайн приходит к единству «эрго» и «эко», сочетанию хай-тека и экостилистики. В преддверии выставки МосБилд/Batimat 2006 компания JACOB DELAFON представляет новую мебельную композицию для ванных комнат Symbol.«Миссия Jacob Delafon — украшать жизнь людей, привнося гармонию и благополучие, дарить им стиль и комфорт, пробуждая чувства», — говорит Мари-Франс де Сент-Матьё, директор по маркетингу Jacob Delafon,. «Мы смотрим на ванную комнату как на пространство, назначение которого – Ваше здоровье и счастье. Природные свойства воды, дерева, растений и камня нашли отражение в нашей новой роскошной, элегантной коллекции однорычажных смесителей Symbol. Это коллекция, где эстетизм идет наравне с функциональностью, где оригинальный, эргономичный дизайн так не похож на то, что мы привыкли видеть. Душа коллекции Symbol раскрывается в линиях, чистых и естественных». Материалы VIII биеннале испанской архитектуры галереи Artplay также демонстрирует соединение «эрго» и «эко», но уже в сфере городского строительства. Со времен Ле Корбюзье показателем состоятельности нового архитектурного стиля считалась городская жилищная застройка, пригодность для обитания (то есть «эргономичность» в современном смысле). И испанцы демонстрируют это: 34 малоэтажных приземистых здания из землистого бетона с деконструктивными фасадами и элементами декора; 34 внутренних пространства витиевато-асимметричного зонирования, в плане тяготеющие к лабиринтам древних зиккуратов. Поверхности стен и потолков практически не обрабатываются, предпочтение отдается естественной шероховатости бетона, смягченного различными натуральными добавками, фактуре засохшей земли, глины, камня. Стиль испанской современной архитектуры можно охарактеризовать как экодеконструктивизм или натуралистический деконструктивизм – уподобление органическим формам местных ландшафтов.
|
Читайте: |
---|