История дизайна: ключевые моменты |
Дизайн - История дизайна |
Найти системный подход к изложению истории дизайна интерьера достаточно сложно. С какого момента можно начать ее отсчет? Может быть, с иероглифического письма в пещерах первобытных людей? Или с древних египтян и с их экстравагантно оформленных могильных склепов? Для каждого заселенного людьми региона Земли, каждого этноса, каждой культуры, религии, страны, исторической эпохи или периода можно выделить характерные стили интерьера. Иногда стили плавно эволюционируют; иногда смешиваются по причинам геополитического свойства, органично взаимопроникая друг в друга и переходя в новое качество; бывает, они подолгу прозябают в забвенье, возрождаясь спустя столетия в другом контексте; а пророй нам кажется, что мы стали счастливыми свидетелями и современниками рождения чего-то сверхоригинального, которое при внимательном изучении оказывается реинкарнацией хорошо забытого старого… Ясно одно: представить историю человечества отвлеченно от истории дизайна, и дизайна интерьера в частности, невозможно. Людям всегда хотелось жить комфортно и окружать себя красивыми вещами! Время шло, каноны красоты и моды менялись, но человек никогда не утрачивал этого желания. Декоративные интерьеры существовали и в Древнем Египте, и в античном мире, и даже у коренных жителей Америки – индейцев. Тем не менее, некоторые события, определившие парадигму эволюции декоративного искусства, определенно являются в истории дизайна интерьера ключевыми. Термин «дизайн» появился давным-давно. Дизайн (от англ. design – замысел, проект, чертёж, рисунок), термин, обозначающий различные виды проектировочной деятельности, имеющей целью формирование эстетических и функциональных качеств предметной среды. В узком смысле дизайн – художественное конструирование. [См. Российский энциклопедический словарь.] На поверку дня оказывается, что установить точную дату возникновения такого феномена, как «дизайн» нелегко. Сложно себе представить дизайнера в грязных лохмотьях и с дубиной в руках; тем не менее, неоспоримо, что, как только у человека появились орудия труда, у него тот час возникла потребность сделать свой инструмент более удобным, симпатичным и функциональным. Уже в античные времена на философских диспутах обсуждалась тема оптимального соотношения между полезностью и эстетической ценностью предметов быта. Считается, что именно этот момент следует считать датой рождения дизайна как отрасли человеческой деятельности. Эту проблему поднял еще древнегреческий философ Сократ (ок. 469–399 до н.э.) в диалогах, дошедших до нас в воспоминаниях и пересказе его учеников Платона и Ксенофонта. Сократ считается одним из родоначальников диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов (т.н. сократический метод). Беседы Сократа были построены в форме вопросов и ответов: Сократ притворялся невежественным в обсуждаемом предмете и начинал расспрашивать о нем своего оппонента. Полемика завершалась тем, что после всестороннего рассмотрения темы путем ответов на глубоко продуманные и в правильной логической последовательности заданные вопросы оппонент полностью изменял свое мнение на противоположное. Познакомившись с диалогами Сократа, можно найти ключ к пониманию античной концепции дизайна интерьера. Примером может служить полемический диспут о красоте и пользе. Из вышесказанного следует, что Сократа логично назвать первым авторитетным экспертом в области потребительской ценности товара – несомненно, самой актуальной для теоретиков современного веб-дизайна проблемы. Как бы там ни было, идеи, озвученные в названной беседе, можно принять за основу теории дизайна как прикладного вида искусства. Этапные вехи концептуального развития теории и практики дизайна интерьера Ренессанс Одним из них стал итальянский Ренессанс. В эпоху Возрождения (прибл. XIV–XVI вв.) искусство переживало бум. Одной из породивших его причин стал рост благосостояния так называемого третьего сословья. Богатые дельцы хотели, чтобы отделка их комнат была одновременно и стильной, подчеркивая состоятельность хозяина, и функциональной. Интерьеры скрупулезно продумывались до мельчайших деталей и богато декорировались. Кроме того, именно в этот период утратила доминирующее значение в декоративном искусстве настенная живопись – фреска. Третье сословье стало вести более динамичный образ жизни, переезжать из одного города в другой, покупать новые дома. Они хотели вкладывать деньги в произведения искусства, которые можно было бы увезти с собой. Поэтому на смену фреске пришла масляная живопись и другие, более компактные и мобильные, формы. Промышленная революция Следующим ключевым этапом в развитии прикладного дизайна стала промышленная революция. В мировой истории начало промышленной революции связывают с изобретением эффективного парового двигателя в Англии во второй половине XVIII века. Этот период положил начало демократизации дизайна. Благодаря развитию массового промышленного производства предметы декоративно-прикладного искусства стали более доступны среднему классу, и дизайн интерьера перестал быть хобби и прерогативой только одной элиты общества. Общество поощрения промышленно-торговых искусств По инициативе прогрессивных художников Великобритании Английское общество искусств в 1836 г. преобразовывается в Общество поощрения промышленно-торговых искусств (The Society of Encouragement of Art of a Manufactory and Commerce). В 1849 году начинается издание первого журнала по истории дизайна интерьера под названием World Journal of Design. Публикации этого журнала помогли инженерам и дизайнерам осознать внутреннюю логику процесса эстетической эволюции предметов материальной культуры. Девизом журнала стал принцип «сначала создать удобную форму, а затем придать ей эстетический вид». Воплощение этого принципа в жизнь привело к возрастанию в прикладном дизайне роли орнамента. Для этого периода было характерно смешивать в декоре интерьера стилистические атрибуты разных исторических эпох. Баухауз Существенным шагом в развитии теории и практики дизайна стало создание в Веймарской республике в результате объединения 25 апреля 1919 года Саксонско-Веймарской Высшей школы изобразительных искусств и основанной Анри Ван де Вельде Саксонско-Веймарской школы прикладного искусства Высшей школы строительства и художественного конструирования (Staatliche Bauhaus). Школа «Баухауз», просуществовавшая в Германии с 1919 по 1933 год, сыграла в истории дизайна очень серьезную роль. Теоретики и практики Баухауза выдвинули на первый план принцип единства формы и функционального назначения. Форма понималась как выражение конструктивных и функциональных свойств изделия. Студентов учили, что форма вторична по отношению к функциональности. Новый подход к эстетическим задачам производства потребительских товаров существенно повлиял на отмежевание дизайна от традиционного изобразительного искусства и архитектуры. Совместно с Институтом психологии Баухауз вела исследования на тему влияния цвета на психологическое состояние человека. Результатом этих исследований, кстати, стало появление обоев с размытым рисунком. Преподавателей и студентов школы объединял новаторский подход к искусству. Многое из того, к чему мы привыкли в современном дизайне, – это результат работы, проделанной в Баухауз. В ее стенах работали многие знаменитые художники: Пауль Клее, Владимир Кандинский, Оскар Шлеммер. С 1930 года директором школы был Людвиг Мис ван дер Роэ. Реалити-телевидение Реалити-телевидение или реалити-шоу (от англ. reality— действительность, реальность) – это изобретенный в 1940–1950-е годы в США телевизионный жанр, сочетающий признаки развлекательной телевизионной передачи и онлайн-трансляции. Первоначально идея жанра предполагала отсутствие сценария, подачу материала в телеэфир с первого дубля, участие вместо профессиональных актеров простых людей, условия съемок, максимально приближенные к реальным. Считается, что события развиваются свободно, без заранее определённого сценария, в чем и состоит изюминка шоу. Бум реалити-шоу в сочетании с широким распространением сети кабельного телевидения существенно повлиял на рост популярности услуг по оформлению интерьеров и дал развитие сопутствующим производственным отраслям. Интерьер утратил в сознании массового потребителя ауру недоступности и загадочности. Энвайронментализм Энвайронментализм – отрасль науки, исследующая отношения между человеческим сообществом и окружающей средой, которая играет важную роль и оказывает на человека существенное влияние. Концепция энвайронментализма возникла в середине XIX в. Энвайронменталист – это человек, убежденный в огромной по сравнению со свободной волей или генетикой роли окружающей среды в человеческой жизни. Однако во второй половине 20 в. толкование термина «энвайронментализм» расширилось: большое значение стали придавать крайней уязвимости окружающей среды и ее охране. Сегодня придается огромное значение экологической совместимости промышленных товаров. Ориентация на охрану окружающей среды внесла изменения и в концепцию современного интерьера. Так называемый зеленый, или экологический, дизайн – это подход к дизайну интерьера, подразумевающий использование изделий и материалов, отвечающих определенным стандартам экологической безопасности. Стандарты экологической безопасности регламентируют состав сырья, производственный процесс (включая тип используемого энергоносителя, а также объем и состав промышленных отходов), долговечность выпускаемой продукции, способы утилизации вышедших из употребления изделий. Эта отрасль дизайна ориентирована одновременно на сохранение здоровой среды обитания человека и на сбережение природных ресурсов и защиту экосистемы Земли. В орбиту экологического дизайна попало и строительство: в рамках экологического дизайна ведется поиск изоляционных технологий, способных снизить расход электроэнергии, а также способов замены традиционных энергоносителей на солнечную энергию. Поскольку современный человек все больше и больше превращается если не в «человека экологически разумного», то хотя бы в «человека экологически озабоченного», он старается для собственного интерьера подбирать материалы либо природного происхождения, либо экологически совместимые. Например, вернулась мода на линолеум, изготовленный из натуральных материалов, а популярность бамбука растет с каждым днем. Бамбук используют для отделки полов, стен, окон, для изготовления мебели и декоративных аксессуаров. Дизайнеры учитывают весь жизненный цикл каждого материала природного происхождения: от заготовки сырья и изготовления до использования и утилизации.
|
Читайте: |
---|