ТОМ ДИКСОН / Tom Dixon |
Дизайн - Известные дизайнеры |
ИДЕИ ВОЗНИКАЮТ ОТОВСЮДУ – ПРИ ВЗГЛЯДЕ НА АРХИТЕКТУРНЫЕ СООРУЖЕНИЯ. ДЕТСКИЕ ИГРУШКИ, ЛЮБЫЕ ВЕЩИ, ИМЕЮЩИЕ ФОРМУ. Я НЕ ДУМАЮ: «НУЖНО БЫЛО СДЕЛАТЬ СТУЛ». СКОРЕЕ БЫВАЕТ, ЧТО Я ВИЖУ МОСТ И ДУМАЮ: «ИНТЕРЕСНО БЫЛО БЫ СДЕЛАТЬ СТУЛ ПОХОЖИЙ НА МОСТ». ВОТ КАК Я МЫСЛЮ. Известный английский дизайнер Том Диксон родился в Тунисе в 1959 году, но через четыре года его родители переехали в Лондон. Он обучался в художественной школе в Chelsea, хотел быть музыкантом и стал им. Записал альбом, был владельцем дискотеки в Беркли. Но с музыкой в итоге не сложилось, а художественное образование пригодилось. Будущий известный авангардный дизайнер начинал с создания мебели из индустриальных отходов. В ход шли рельсы, куски арматуры, бетона, части автомобиля, трубы и кастрюли. Дизайнер-самоучка, начавший творить в восьмидесятые, сегодня — арт-директор мебельного ритейлера HABITAT, а ещё и ARTEK, финской мебельной компании, Том Диксон (Tom Dixon) сумел совместить в своей карьере творческое начало и коммерческую успешность. «Я был немедленно пленён сваркой… загипнотизирован тонкой полоской расплавленного металла, которую я разглядывал через затемнённые очки. Мгновенная сплавка металлических деталей. Это не имело отношения к серьёзности ремесла или к помпезности дизайна: это была промышленность. Это полностью соответствовало моей нетерпеливости, позволяя мне создавать, разрушать, приспосабливать и переделывать конструкции моментально. Лондон в это время был всё ещё полон металлолома, кузова самосвалов были до верха завалены обломками, каждый из которых представлялся мне потенциальной спинкой стула или ножкой стола. Не сдерживаемый материальными проблемами (у меня была ночная работа) или формальным обучением, я делал вещи только ради удовольствия. Лишь когда люди начали покупать это, я понял, что открыл новую форму алхимии. Я превращал кусок металла в золото». В 1984-м Диксон с двумя друзьями арендовал на неделю пространство перед магазином. За эти семь дней они превратили груду металлолома в предметы мебели. Все было раскуплено. Постепенно дизайнер стал востребован и был замечен крупными производителями. Одним из таких стала итальянская компания Cappellini. С середины 80-х Том Диксон выставляется в галереях Лондона, затем в Париже, а в 1989 году — в Милане. В 1995-м Диксон открыл в Лондоне галерею Space Shop, где выставлялись и другие молодые дизайнеры, а еще через год создал собственную фирму Eurolounge, которая занялась выпуском предметов из пластмассы. С 1998 года Диксон — сотрудник большой компании Habitat, с 2001 года — ее творческий директор. ”Я делал вещи только для действительно богатых людей, и это стало меня немного раздражать, потому что хотелось создавать более дешевые вещи. Я организовал компанию Eurolounge для изготовления предметов из пластика, но для производства нужных моделей мне нужны были огромные деньги: работа с пластиком требовала больших капиталовложений. Тогда я стал работать в Habitat — международной сети интерьерных магазинов, основанной в 1964 году в Великобритании, для того чтобы содержать Eurolounge. Это сработало”. В 2003-м он открыл собственное дизайнерское бюро, сотрудники которого разработали новую технологию производства мебели. Ее формуют вручную из мягкого остывающего пластика, который специальная машина выбрасывает из себя жгутами, напоминающими спагетти. ”Я до сих пор не особенно акцентируюсь на дизайне вещей. Меня больше интересуют технология производства и особенности материалов. Я могу заинтересоваться пластиком или выдуванием стекла, затем учусь тому, как это делается, и выпускаю пробные вещи. Сначала не очень получается, и я пробую снова — они становятся все лучше. В конечном итоге получается нечто вполне товарного вида. Позже мне это надоедает, и я переключаюсь на что-нибудь другое”. Дизайнер-самоучка, начавший творить в восьмидесятые, сегодня — арт-директор мебельного ритейлера HABITAT, а ещё и ARTEK, финской мебельной компании, Том Диксон (Tom Dixon) сумел совместить в своей карьере творческое начало и коммерческую успешность. Том попал в дизайн случайно, когда, выздоравливая после аварии, страдал от обилия свободного времени. В попытках восстановить мотоцикл он открыл для себя технику сварки. С тех пор он учился создавать вещи в большинстве случаев из того, что находил на свалках. Диксон родился в городе Сфакс (Тунис) в 1959 году и переехал вместе с семьёй в Англию, когда ему было четыре года. Он посещал Школу искусств в Челси (Chelsea Art School), но несчастный случай запер его на три месяца в больнице. Из школы Тома отчислили, и он провёл пару лет, играя на бас-гитаре в диско-группе, пока другой несчастный случай на какое-то время не лишил его возможности выступать. Он проводит время в ночных клубах Лондона. Подобный образ жизни оставляет массу свободного времени, и Том начинает эксперименты со сваркой различных конструкций. Технике сварки его обучил друг, причём всего за один урок. Свежеприобретённые навыки он сразу же начал использовать в работе, исследуя декоративные и конструкторские возможности переработанных материалов и промышленных отходов. Диксон работал без эскизов, используя в качестве материалов рельсы, строительную арматуру, внутренние детали автомобиля и кастрюли. «Я был немедленно пленён сваркой… загипнотизирован тонкой полоской расплавленного металла, которую я разглядывал через затемнённые очки. Мгновенная сплавка металлических деталей. Это не имело отношения к серьёзности ремесла или к помпезности дизайна: это была промышленность. Это полностью соответствовало моей нетерпеливости, позволяя мне создавать, разрушать, приспосабливать и переделывать конструкции моментально. Лондон в это время был всё ещё полон металлолома, кузова самосвалов были до верха завалены обломками, каждый из которых представлялся мне потенциальной спинкой стула или ножкой стола. Не сдерживаемый материальными проблемами (у меня была ночная работа) или формальным обучением, я делал вещи только ради удовольствия. Лишь когда люди начали покупать это, я понял, что открыл новую форму алхимии. Я превращал кусок металла в золото». Честно, я не могу припомнить, чтобы я когда-либо хотел стать дизайнером. Это постепенно пришло ко мне, поскольку я отклонил мысли о том, чтобы стать художником или ремесленником. Даже сегодня я предпочитаю идею быть промышленником. «Добрый друг однажды назвал меня «позвоночным дизайнером, — говорит Диксон. — Это означает, что я проектирую от костей и действительно не интересуюсь поверхностью». |
Читайте: |
---|