ЧАРЛЬЗ И РЭЙ ИМЗ / Charles & Ray Eames |
Дизайн - Известные дизайнеры |
В историю деятельность Чарльза и Рэй Имз войдет как образец плодотворного сотрудничества ХХ столетия. За сорок лет их карьеры, наряду с известными предметами мебели, были также созданы чрезвычайно интересные фильмы, сооружения и выставки. Чарльз Имз родился в 1907 г. в Сент-Луи (Миссури). Получив архитектурное образование, он открыл свое архитектурное бюро. Впоследствии он подчеркивал роль знания основ архитектурного проектирования для дизайна: Я смотрю на все проблемы вокруг как на проблемы структуры . По мнению Имза, дизайн - это план группировки элементов для достижения определенной цели . Увлекшись дизайном Чарльз поступил в Академию искусств в Крэнбурке (Мичиган), где он начал проводить эксперименты с мебелью, и где впоследствии стал руководить факультетом дизайна. Рэй Имз родилась в 1912 году в Сакраменто (Калифорния), перед тем ка поступить в Академию в Крэнбурке она училась у немецкого художника Ханса Хофмана в Нью-Йорке в Провинстауне. Познакомившись с Чарльзом, Рэй помогала ему в работе над его совместным проектом с Эеро Саариненом для конкурса Органический дизайн жилой среды , проводимом Музеем современного искусства в Нью-Йорке. Коллекция мебели из гнутой фанеры (коллекция состояла из десяти различных моделей кресел с единым сиденьем-оболочкой), созданная Чарльзом и Эеро, принесла авторам 1-ый и 2-ой призы. Чарльз и Рэй поженились в 1941 году и перехали в Калифорнию, где они продолжили свою работу в области дизайна мебели, экспериментируя с технологией формовки прессованной фанеры. Имзы создавали макеты изделий своими руками в натуральную величину, и их мастерская сложностью оборудования напоминала научно-исследовательскую лабораторию. Заказ военно-морского флота США позволил Чарльзу Имзу открыть свой офис и собрать группу дизайнеров, в которую входили, например, Гарри Бертойя и Грегори Эйн. Продолжая свои эксперименты Имз создавали абстрактные композиции, скульптуры, стулья, столы и даже игрушки из фанеры. были продемонстрированы на выставке Новая мебель Чарльза Имза , организованной в 1946 году Музеем современного искусства в Нью-Йорке. Провозглашенный Имзом принцип экономии материалов и усилий получил воплощение в представленном на выставке стуле из гнутой клееной фанеры (сегодня он уже стал классикой). Стул был назван известным архитектурным критиком Естер МакКой стулом века . В 1946 году компания Evans Products приступила к выпуску мебели Имз из гнутой фанеры. Вскоре мебель Чарльза и Рэй Имз стала производить фирма Герман Миллер, которая продолжает выпускать мебель Имзов по сей день. Личности и произведения Чарльза и Рэй Имз оказали также глубокое влияние на мироощущение, отношение к собственному предприятию и понимание дизайна концерна Vitra. В 1949 году в рамках проекта дешевого строительства Case Study House, финансируемого журналом Arts and Architecture , Чарльз и Рэй Имз построили свой дом в городе Санта-Моника, штат Калифорния. Дом представлял собой стальную конструкцию и раздвижными дверьми и окнами. Всего 16 часов потребовалось пяти рабочим, чтобы собрать каркас, и еще три дня одному рабочему, чтобы соорудить крышу. Просторный, светлый и ярко раскрашенный, дом был описан искусствоведом Пэтом Кекхэмом как композиция в духе Мондриана на лужайке в Лос Анджелесе . Оригинальный дизайн и инновационное использование материалов сделали дом меккой для архитекторов и дизайнеров со всего мира. Дом считается одним из самых значительных жилых домов, построенных где-либо в послевоенное время. В конце 40-х Имз первый применил в проектировании стульев пластик, усиленный стекловолокном, увидев значительный формообразуюший потенциал в возможностях новой технологии. Плавные контуры сиденья и спинки контрастируют с линиями четырех легких стальных ножек-стержней. Эти тонкие металлические ножки стали отличительной чертой мебели Имза 50-х годов. Его кресло-шезлонг с оттоманкой (модель 670 фирмы Герман Миллер , 1955) тоже стало одним из классических образцов мебели XX века. В начале 50-х Имз увлеклись съемкой кинофильмов. За 25 лет работы в кино они создали более 85 короткометражных фильмов продолжительностью от 2 до 30 на различные темы. минут. Имз одним из первых начал делать полиэкранные слайд-фильмы для пропаганды научных идей и педагогических концепций. Нередко использовал свои ленты в преподавательской деятельности и публичных выступлениях. Фильмы Toccata for Toy Trains и посвященный строительству собственного дома Powers of Ten демонстрируют широту интересов и богатые творческие способности авторов. В 60-е годы Рэй и чарльз Имз проектируют конторскую мебель, складируемые пластиковые стулья и столы, светильники, радиоприемники, разрабатывают совместно с Э. Нойесом и П. Рэндом фирменный стиль IBM, работают над дизайном выставок IBM и других компаний. В 70-е продолжали работать в области дизайна мебели, внедряя целый ряд революционных мебельных разработок, в которых архитектоническая основа Чарльза объединяется с характерным для Рэй восхищением живописью и скульптурой. Последней работой Чарльза Имз был проект планировки городского парка в Сент-Луисе. Чарльз умер в 1978 году, Рэй - десятью годами позже. Последние годы жизни Рэй посвятила завершению начатых совместно с мужем проектов, а пропаганде их идей в области дизайна. Архив Чарльза и Рей Имз поступил в библиотеку Конгресса США. Своим творчеством они доказали, что искусство и технология в XX веке взаимно дополняют друг друга. Экспериментирование с возможностями новейших технологий характерно для большинства их проектов - от мебели и игрушек до научно-популярных фильмов. |
Читайте: |
---|