• Дизайн интерьера
  • Дизайн интерьера
  • Дизайн интерьера
  • Дизайн интерьера
  • Дизайн интерьера
  • Дизайн интерьера
  • Дизайн интерьера
  • Дизайн интерьера
  • Дизайн интерьера


ЭТТОРЕ СОТТАССЕ / Ettore Sottsass
Дизайн - Известные дизайнеры

этторе соттассе / ettore sottsass

Этторе Соттсасс - выдающийся дизайнер, архитектор, художник, теоретик и философ проектной культуры. Символ итальянской альтернативы в дизайне.

Родился в 1917 году в Инсбурге (Австрия) в семье архитектора Этторе Сосссаса-старшего. Изучал архитектуру в Турине в Политехническом университете. Во время учебы писал статьи по искусству и дизайну интерьера совместно с туринским дизайнером Луиджи Спаззанпан (Luigi Spazzanpan), после войны работал в архитектурном бюро Giuseppe Pagano пока в 1947 пока в 1947 году в Милане не открыл свое дизайн-бюро, Studio. В 1957 году Соттсасс был назначен дизайнером компании Poltranova и был вовлечен в процесс дизайна и производства современной мебели и осветительных приборов.

В 1962 году Соттсасс опубликовал в Домусе статью Дизайн . Основная идея этой статьи - дизайн имеет дело не с функцией и рациональностью вещи, а со средой, с культурной атмосферой, в которую погружен объект. Вещь воспринимается как магический объект, но не как орудие для выполнения функции. Отсюда - медитативный дизайн , спонтанность, авторский жест - проектный стиль Соттсасса.

К началу 60-х Соттсасс завоевывает широкую популярность в среде альтернативного дизайна. Его студия вскоре превратилась в авангардную творческую лабораторию, самое модное место встреч независимой и передовой молодежи Милана. Но одновременно Соттсасс зарабатывает репутацию серьезного промышленного дизайнера своими проектами для фирмы Оливетти (Olivetti), в которой начал работать с 1958 в должности консультанта по дизайну. За двадцать лет сотрудничества с Olivetti Соттсасс создал немало прекрасных вещей, многие из которых стали знаковыми - калькулятор Logos 27 (1963) , печатных машинок Praxis 48 (1964), Valentine (1969). Портативная пишущая машинка Valentine изготавливалась из яркой красной дешевой пластмассы в сочетании с активно-желтыми бобинами - и из орудия труда превратилась в инструмент для творчества. В технический промышленный объект внедрился стиль поп-культуры. Сегодня самую любимую машинку секретарш, уже не встретишь ни в одной бухгалтерской конторе, зато ее можно увидеть в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Valentine стала музейным экспонатом так же, как и многие другие вещи Этторе Соттсасса.

Одним из самых выдающихся его проектов для Olivetti была Elea 9003 - электронно-вычислительная система (1959), за дизайн которой Соттсасс был награжден премией Compasso d'Oro (Золотой циркуль). Чтобы сделать компьютер легко управляемым, понятным для пользователя, Соттсасс прибег к принципам модульности и семантической определённости. Ввёл систему цветов, разделяющих операционные зоны. Корпуса машин облачил в большие полированные листы алюминия, подойдя к соотношению объёмов с позиций архитектуры. Эти объекты можно было в каждом интерьере устанавливать по-своему, не обязательно придвигая к стене. Важным, гибким и экономичным нововведением Соттсасса стало решение не прятать кабели и провода в полу, а заключать в корпус и размещать поверху.

В творческом методе Соттсасса удивительным образом сочетались бунтарство и профессионализм. С равным успехом он работает как серьезном функциональном стиле, развивая идею нейтральной формы, так и в альтернативном дизайне , став одним из его идеологов. В альтернативном ключе он создает серии монументальной керамики и мебель для фирмы Poltranova.

Как выдающийся член движения Радикального дизайна, Соттсасс стал одним из основателей группы Global Tools (1973) - школы радикального дизайна и архитектуры. Ирония и критицизм, обращение к экологии и протесты против ограничений творческой свободы, нарочитое обыгрывание кича, дурновкусия и при этом создание идеальных архитектурных проектов - вот что занимало членов Global Tools. В целом группа создавалась не для проектирования реальных объектов, а ради дискуссий, общения, осознания и проработки новых идей.

К середине 1970-х годов Радикальный дизайн пережил пик своего расцвета, надежды на социальные изменения через дизайн и архитектуру не оправдались. Но это течение вымостило путь для появления новых лидеров поп-дизайна, Алхимии и Мемфиса , эффективно и всесторонне обновивших итальянский дизайн. С 1981 по 1988 Соттсасс был лидером группы Мемфис , которая под его руководством стала центральным явлением в создании интернационального движения Постмодернизма.

Сначала группа существовала как отделение студии Алхимия - галереи экспериментальных работ, не предназначенных для промышленного производства. Дизайн студии был элитарен и осознано интеллектуален. Продвижение придуманных Алессандро Мендини - творческого лидера студии - направлений re-design и банальный дизайн стало главным в идеологии студии Алхимия , и Соттсасс который находил такой подход слишком ограниченным, покинул группу и совместно с Андреа Бранци (Andrea Branzi) и Микеле де Лукки (Michele De Lucchi) основал Мемфис .

80-е прошли под знаком Мемфиса - его стиль стал наиболее влиятельным в мировом дизайне. Они играли текстурой, красками, формами, сочетая свободу творческого самовыражения и проектный реализм. Смешение тем и косвенное цитирование стилей прошлого, используемое дизайнерами Мемфиса , способствовали созданию стилистики пост-модернистского дизайна.

Соттсасс продолжал работать в области дизайна мебели, создавал изделия из металла и стекла для Мемфиса вплоть до 1985 года и, в конечном счете, в 1988 году распустил группу. Подробнее о группе Мемфис >>.

Еще в 1981 году совместно с тремя молодыми архитекторами - товарищами по Мемфису Альдо Чибиком (Aldo Cibic), Маттео Туном (Matteo Thun) и Марко Дзанини (Marco Zanini) основал фирму Sottsass Associati в Милане, которая работает над архитектурными и интерьерными проектами.

Студия проектирует мебель, аксессуары, бутики (в частности, для магазинов Fiorucci, Еsprit - начиная от архитектуры и заканчивая внутренним оформлением). Вообще, в конце 80-х Sottsass Associati выполнила много архитектурных проектов, среди них несколько частных домов в США, в штате Колорадо, частный дома в Palo Alto, общественное здание David Kelley, Malpensa 2000 - здание аэропорта около Милана, бар Zibibbo в Японии (1988) и другие. Sotsass Associati также работал с такими компаниями, как Apple, NTT, Philips и Siemens, в то же время Соттсасс продолжает индивидуальную деятельность, создавая предметы из стекла и керамики, он разрабатывает дизайн ювелирных изделий для Cleto Munari, изделий из металла для Alessi, мебели , изделий из стекла и керамики для Design Gallery в Милане и столовых приборов для Swid Powell.

Сегодня Соттсассу почти 90. Он всё так же много работает в своей миланской студии, почти ежегодно выступает с новыми проектами. Исследователи творчества Этторе Соттсасса единодушно признают, что дизайнер окончательно повзрослел с наступлением 90-х годов. Он больше не увлекается яркими цветами и странными формами, его дизайн стал более зрелым, продуманным и техничным. В самом начале своей карьеры я был слишком агрессивен и самонадеян, - вспоминает сегодня Этторе Соттсасс. - Я мог думать только о вековом функционализме вещей и пытался найти самый функциональный стиль... С годами я обрел новый источник вдохновения. Я просто задал себе вопрос, а что бы я мог предложить обществу, людям, которые меня окружают? Все мои последующие упражнения в дизайне - поиск ответа на этот вопрос . Вот мнение Жана Пигоцци, для которого Соттсасс оформил лондонскую квартиру: Чем старше становится Этторе, тем больше оригинальности в его работах. Меньше цвета, меньше странных форм, но больше элегантности, ума .

Названный критиком и директором Мемфиса Барбарой Радис (Barbara Radice) культурным кочевником , Соттсасс через всю свою карьеру пронес почти антропологический подход к дизайну, черпая вдохновение из поп культуры, в стилях прошлого, а также из своего личного жизненного опыта. Соттсасс был ведущей фигурой радикального дизайна в 1970-х и стал одним из самых выдающихся представителей пост-модернизма в дизайне 1980-х годов. Отражая мятежный характер своего создателя, работы Соттсасса колеблются от поэтических до игривых и пышно красочных. Они всегда крайне интересны, иногда спорны, но никогда - слабы или скучны.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Известные дизайнеры:

News image

ТОМ ДИКСОН /Tom Dixon

Путь Тома Диксона к дизайну нельзя назвать традиционным. «Честно говоря, я не могу припомнить, чтобы я когда-либо хотел стать ди...

News image

АКИЛЛЕ КАСТИЛЬОНИ / Achille Castiglioni

Я ВИЖУ ВОКРУГ МЕНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ БОЛЕЗНЬ – СПОСОБНОСТЬ ОТНОСИТЬСЯ КО ВСЕМУ СЛИШКОМ СЕРЬЁЗНО. ОДНА ИЗ МОИХ ТАЙН СОСТОИТ В ТОМ...

Концепции в дизайне:

Эко-стиль - природа в доме: часть 3, интерьеры и ц

News image

Это заключительная часть мини-сериала об эко-стиле. Если вас вдохновляет эта тема, - смотрите также часть 1 - об элементах декора и ...

Интерьер по вкусу: 1 гостиная + 3 современных стил

News image

Выходные и праздники обостряют желание отдохнуть от работы, даже если она из разряда любимых. Порой даже спецам хочется отвлечься от пр...

Школы дизайна:

ВХУТЕМАС и ВХУТЕИН (1920-1930 гг.)

News image

ВХУТЕМАС сыграл выдающуюся роль в формировании новой художественной культуры, становлении советской художест...

Институт Европейского Дизайна - Istituto Europeo di Design – IED

News image

Институт Европейского Дизайна (Istituto Europeo di Design – IED), основанный в Милане в 1966 г., является од...

Современные тренды:

News image
News image
News image
News image
News image
News image
News image

Авторизация



Новые материалы:

News image

Стеклянные полы как элемент декора и их обустройство

Вам наверняка, при очередном ремонте своей квартиры, захочется сделать что-нибудь эдакое, что не так часто можно встретить в других домах. Тогда сте...

News image

Новое воплощение искусственного камня

Искусственный камень стал сенсацией прошлых лет. Многие зарубежные и отечественные компании начали предлагать кухонные столешницы и подоконники из э...

Ремонтные работы:

Обустройство потолка. Способы, материалы, методы

Не секрет, что потолок во многом определяет общий вид помещения. Он может сделать комнату уютнее, ярче или зрительно увеличить или уменьшить ее вы...

Косметический ремонт квартиры своими руками

Косметический ремонт - понятие в значительной степени условное, поскольку сложность и трудоемкость комплекса работ, которые предстоит выполнить, зав...

Составление сметы – важная деталь ремонта квартиры

Правильно составленная смета - это документ, благодаря которому можно не только узнать точную стоимость ремонта квартиры, но и откорректировать ее ч...