Ееро Арнио (Eero Aarnio, 1932) |
Дизайн - Известные дизайнеры |
Ееро Арнио - известный финский мастер мебельного дизайна. Был и до сих пор является одним из пионеров использования пластмассы в промышленном дизайне. Арнио утверждает: Когда я начинаю работать над дизайном для новой марки, у меня должно быть ощущение, что всё возможно, и так будет, если у меня есть хорошая профессиональная подготовка. Как дизайнер я ближе к художникам, скульпторам, но в моей области невозможно быть художником, не являясь также техником. Родился в Хельсинки, там же учился в институте прикладного искусства (1954-1957). В 1962 г. он открывает свою студию и работает над интерьерами и промышленными объектами, а также в качестве фотографа и дизайнера-графика. Поглощенный идеей создания новой мебели, Арнио проектирует свое самое знаменитое кресло Ball (Globe, Шар, 1963-1965) уже в 1963 году. В производство оно было выпущено 2-мя годами позже. Материал (фибростекло) и форма кресла были совершенным новшеством для мебельной индустрии того времени. Кресло Ball - это комната внутри комнаты с уютной и спокойной атмосферой, защищенная от внешних звуков и дающая возможность уединения для отдыха или телефонного разговора. Вращаясь вокруг своей оси, кресло дает возможность человеку находящемуся внутри видеть окружающее его пространство и тем самым не чувствовать себя полностью изолированным от внешнего мира. Как утверждает сам дизайнер, идея создания кресла была очевидна. В доме у нас не было большого кресла , - вспоминает дизайнер - так что я решил его создать, но так, чтобы оно было абсолютно инновационным . Сделав несколько набросков, Арнио определился с формой, размер же кресла был определен высоким ростом дизайнера. …необходимо было лишь помнить, что оно должно пройти в дверной проем , - говорит Арнио. Первая модель кресла, которую дизайнер изготовил сам, до сих пор находится в доме Арнио. Именно это кресло увидели в доме дизайнера два молодых менеджера из компании Asko. Понадобилось еще 2 года, чтобы выпустить кресло в производство. В 1966 году Ball было представлено на мебельной выставке в Кельне. Кресло стало сенсацией выставки, принесло Арнио мировую известность и дало старт целой серии, созданной Арнио из фибростекла, оставшимся в последующие годы одним из самых любимых материалов дизайнера. В серию входит и кресло Pastil (1967-1968), за которое он получил в 1968 году приз Американских промышленных дизайнеров, и кресло Bubble (1968). Эти смелые, ломающие традицию объекты мебели отражают дух дизайна 60-х годов. Про кресло Bubble, дизайнер говорит: После создания Ball мне захотелось, чтобы в внутрь шара со все сторон проникал свет . Прозрачный шар был создан из акриловой смолы, которая нагревалась и надувалась как мыльный пузырь. Pastil Chair (1968) и Tomato Chair (1971) подтвердили репутацию дизайнера как мастера изобретать новые формы, необычные на вид, но чрезвычайно удобные для человеческого тела. Про кресла Ball и Pastile Нью-Йорк Тайм писал: это самая удобная форма, чтобы держать человеческое тело . Применение Pastil Chair (Сладкая пастилка) и Tomato Chair весьма разнообразно: кресла можно использоваться в доме, на улице, зимой и летом. Но самое приятное - это в жаркий день покачиваться в них на водной глади. Многие модели Арнио предполагают разнообразие использования. Так в течение многих лет покоя дизайнеру не давала идея кресла, которое можно было бы использовать и для конференций, и для дома (в том же духе, что и его большие кресла из стекловолокна). Много рисунков были сделано, много материалов перепробовано, но ни один из них не удовлетворял одновременно и эстетические, и технические потребности дизайнера. Создав в 2002 году обеденную версию стола Parabel, он, наконец, придумал как дополнение к нему т.н. Focus Chair , которое удовлетворяло бы его требованиям. Кресло Focus сделано на основе металлической конструкции, которая покрыта специальной пеной и обита тканью Tonus 2000 самых разных цветов. Габариты его составляют 25.5 x 26 x 32.25 . Эргономичный дизайн и удобное сиденье столь же естественны для Аарнио как выдающаяся форма. Естественность формы, комфорт, яркость и ироничный подтекст проектов Арнио не могли не оценить дети. Тем более, что некоторым предметам мебели дизайнер придал вид игрушек. Так было с проектами Pony(1973) и Tipi (2002). Хотя эти объекты выглядят как большие игрушки и нравятся детям, они также удобны и для взрослых. Стул - это стул … но то, на чем сидят не обязательно должно быть стулом. Оно может быть чем-то другим, главное чтобы оно было корректным с точки зрения эргономики. Сиденье может быть даже маленьким и мягким Пони, на которого можно сесть верхом или присесть сбоку , - говорит дизайнер. В прошлом году Арнио создал детские предметы мебели для проекта Mee too итальянской компании Magis: пластиковую собачку PUPPY и детский стул TRIOLI. Как и другие проекты Арнио его детские объекты характеризуются функциональностью, разносторонностью использования, красочностью и игровым подтекстом. Как бы ребенок не повернул стул Trioli, он сможет на нем сидеть (при этом уровень расположения сидения каждый раз будет разным), стул можно использовать как качалку и переносить, взявшись за ручку. На прошедшей недавно в Германии мебельной выставке IMM COLOGNE 2006 Trioli в числе других 18 проектов был награжден премией Interior innovation award cologne. Все проекты Ееро Арнио пронизаны интернациональным духом и индивидуальностью одновременно. При этом они отвечают скандинавскому представлению о качестве и прочности изделия. |
Читайте: |
---|