ЦВЕТА И ОТТЕНКИ. ИХ СОЧЕТАНИЕ |
Дизайн - Цветовые решения |
У каждого из нас есть свои цветовые пристрастия и свое восприятие цвета, не зря говорят, что на вкус и цвет товарищей нет . Это научно доказанный факт, что цветовое предпочтение и цветовосприятие очень индивидуальны. И то, что одному человеку режет глаз - другой от созерцания этих же цветовых сочетаний испытывает удовольствие. Большую роль в цветовом предпочтении играет интеллект: чем выше уровень интеллекта, тем более сложные и тонкие оттенки и сочетания цветов нравятся человеку. Примером тому может служить психологически тонкая живопись художника-профессионала и лубочные яркие картинки деревенских мастеров. Вопрос о причине различной окраски тел занимал ум человека с древних времен, когда философы и ученые считали, что цвет - есть свойство самого тела. Хотя при этом не могли объяснить изменение этого цвета в зависимости от времени дня или условий освещения. Считалось, что различные цвета получаются как смесь света и темноты. Люди наблюдали радугу, игру цветов на гранях алмазов и стеклянных призм, которые привозили как диковину из Китая, но только Ньютон открыл связь между великолепными красками радуги и цветом тел. Важным открытием, принадлежащим Ньютону, оказалось разделение цветов на простые, которые невозможно разложить на составляющие и сложные, представляющие из себя совокупность простых цветов. Самый сложный в этом смысле белый цвет - это своеобразное сжатие радуги . Все знают, что смешение простых желтого и синего дает сложный зеленый цвет, а синего и красного - фиолетовый. Помимо простых и сложных цветов, в оптике существует также очень интересное явление - наличие дополнительных цветов, когда наложением цветных стекол друг на друга, в результате получается белый цвет. Такие цвета, которые как бы гасят друг друга, называются дополнительными. Так дополнительным к красному служит голубовато-зеленый тон, к оранжевому - голубой, а к фиолетовому желто-зеленый. В природе существование чистого цвета, без примеси, довольно редко. Даже в радуге цвета не переходят друг в друга скачками , и эта плавность перехода, то есть постепенное добавление в основной цвет другого цвета, создает понятие тонов и оттенков, а вот отсутствие примесей характеризует чистоту цвета. Например, желтый стоит рядом с зеленым, но при переходе в него проходит стадии от желто-зеленого до зелено-желтого (или еще говорят зеленый в желтизну ) в зависимости от того, какой цвет преобладает в тоне. Преобладающий цвет в этом случае будет основным, а добавленный в него - оттенком. Если цвета поставить рядом друг с другом, не смешивая, или пятно одного цвета наложить на другой, получится сочетание разных цветов или тонов. И тут возникают понятия фона и контраста . Фоном является преобладающий по площади цвет, на который накладывается пятно, а вот ощущение цветового пятна на фоне называется контрастом. И чем насыщеннее цвета, тем сильнее контраст. Конечно, монохромные сочетания с использованием других цветов смотрятся более интересными и дают своеобразные варианты декорирования. Например, в интерьере спальни преобладает желтый цвет, но используются разные его тона: темно-желтый, желто-коричневый, бледно-желтый, янтарный. Ощущения человека в том или ином цветовом окружении лежит в основе создания интерьера в определенном колорите или цветовой гамме. Некоторые цветовые сочетания в интерьере недопустимы, так как при длительном пребывании вызывают отрицательные эмоции или агрессию. Например, интерьер, где преобладает насыщенный красный фон в сочетании с ярко-розовыми или сочно-зелеными пятнами, человеку с нормальной психикой и стандартным цветовосприятием (не дальтонику) вынести очень сложно. Уйти от бьющих контрастов можно приглушив яркий цвет серым или черным или снизив насыщенность цвета - разбелив его. Тогда сочетание густого темно-фиолетового и бледно-желтого цвета будет смотреться вполне приемлемо и придаст интерьеру, например, кухни экстравагантный оттенок. Или оранжевая мебель в кухне на фоне серо-голубых стен - такое сочетание получается контрастным, но не напряженным, а бодрым. Используя те же два цвета в ослабленных, пастельных оттенках, получим освежающее весеннее сочетание (прозрачный песочный и светло-голубой). А вот использование в интерьере сочетания приближенных, переходных цветов (так называемое нюансное) действует успокаивающе. |
Читайте: |
---|