«Планы на будущее» галереи Проун |
Дизайн - Новости выставок дизайна |
26 февраля в галерее Проун открылась выставка «Планы на будущее». До 11 апреля можно увидеть около 50 планов интерьеров, сделанных художниками и архитекторами, начиная с 1920-х годов до наших дней, а также мебель, выполненную по эскизам представителей отечественного авангарда. В экспозиции объединены уникальные архивные документы и работы знаменитых художников А.Родченко, В.Ермилова, Н.Суетина, И.Чашника, А.Лепорской, Я.Чернихова, И.Леонидова с проектами наших современников – архитекторов Ю.Аввакумова, Ю.Григоряна, С.Чобана. План интерьера, изначально прикладная и вспомогательная вещь, претендует на вполне самостоятельную роль в искусстве. Любой план соотносится с геометрической абстракцией, направлением в истории современного искусства, обладающего своеобразной красотой отстраненного сочетания различных геометрических форм, цветных плоскостей, прямых и ломаных линий. Планы интерьеров, проекты мебели, показанные на выставке включаются в зону формального эксперимента, в котором осуществлена попытка конструирования жизненного пространства по законам абстракции и супрематизма. Действительно, для художников авангарда граница между прикладной сферой и «высоким» искусством вообще очень условна. Мебель по эскизам Николая Суетина может быть и не очень удобна, зато построена по законам геометрии: ведь в преобразованном революцией мире нет места буржуазному уюту. Создавать образ мира, а не воспроизводить его призывал художников Эль Лисицкий, одно время возглавлявший кафедру проектирования мебели и художественного оборудования помещений ВХУТЕМАСа, Высших художественных мастерских, созданных в 1920-м году. То была докомпьютерная эра, архитекторы работали, используя линейки и транспортиры. Личные инструменты Якова Чернихова можно увидеть здесь, на выставке. Современные авторы показали не только планы интерьеров, но и проекты оригинальных этажерок. Это очень архитектурные этажерки, похожие на утыканный иголками небоскреб и спортивный объект. Одним из уникальных экспонатов выставки стал номер харьковского журнала «Авангард», выпущенный в 1929 году. В нем есть подробное описание проекта конструктивиста В.Ермилова: специальной эротической кровати с украинским названием «Лiжко для спарування». Это описание представляет собой самостоятельную культурную ценность. «…Художник Василий Ермилов конструктивно переделал свою квартиру и борется с перинами своей жены, пытаясь из спальни организовать спальное купе мягкого вагона… В спальне в наше время не живут как король Людовик Надцатый, а только спят. Кроме того, беря во внимание церабкооповские кровати для совокупления, В.Ермилов разрабатывает сейчас дешевый, удобный и красивый варстат-кровать для исполнения этих животворных функций человеческого организма. В этой работе помогает нашему художнику своим советами его жена». Однако, жаль, что эта кровать так и не была запущена в производство. Кто знает, может быть и не было бы у нас демографического кризиса. |
Читайте: |
---|